В рыночных условиях ведения бизнеса собственники предприятий стремятся максимизировать прибыль. Ее величина зависит от грамотного управления финансово-хозяйственной деятельностью субъекта хозяйствования, в том числе его активами, что возможно при существовании налаженной системы информационного обеспечения и внутреннего контроля. Одним из поставщиков информации является служба внутреннего аудита. Однако если в западных странах необходимость ее функционирования не вызывает сомнений, то в нашей стране деятельность такой службы налажена далеко не везде.
Существующие определения роли внутреннего аудита, его задач традиционно ориентированы на проверку систем бухгалтерского учета и внутрихозяйственного контроля и не всегда учитывают деятельность по оценке управления, в том числе рисками, что предусмотрено международными стандартами. Вопрос о проведении риск-ориентированного внутреннего аудита для предприятий требует определенных исследований, в том числе выработки обоснованных подходов для оценки рисков управления отраслевыми объектами предприятий. Этот вопрос остается пока за пределами решений собственников.
Недостатками существующей в настоящее время в организациях системы внутреннего контроля продолжают оставаться: несовершенство нормативно-правовой базы и методологического инструментария внутреннего контроля организации, отсутствие сквозного жесткого контроля за соблюдением обязательных требований руководителя либо иного исполнительного органа, отсутствие единых критериев оценки результатов контроля качества работы сотрудников и организации в целом. В связи с этим проблемы совершенствования и создания эффективных систем качества внутреннего аудита продолжают оставаться крайне актуальными.
На что ориентируется внутренний аудит
- снижение налоговых рисков;
- проведение комплексной или тематической проверки налогов, уплачиваемых организацией.
Проблемы при проведении внутреннего аудита предприятия
- отсутствие методик налогового аудита в различных видах экономической деятельности;
- отсутствие разработок по предварительному анализу отчетности и информации об экономическом субъекте, необходимых для эффективной организации налогового аудита;
- отсутствие установленного перечня вопросов, подлежащих обязательному рассмотрению в процессе налогового аудита.
Организации упускают вопросы внутреннего контроля в части проверки наличия и экономически обоснованного использования имущества, а также проверки эффективной работы кадров и соответствия законодательству кадровой документации. Кроме того, не дается должной оценки обязательствам.
Согласно требованиям Международного стандарта аудита (МСА) 610 «Использование внутренних аудиторов» внутренний аудит является деятельностью по оценке, которая организована как подразделение субъекта хозяйствования или предоставляется ему как услуга. В Международных профессиональных стандартах внутреннего аудита (МПСВА) данный термин трактуется более развернуто — это деятельность по предоставлению независимых и объективных гарантий и консультаций, которые направлены на усовершенствование деятельности организации, помощь в достижении поставленной цели с использованием систематизированного и последовательного подхода к оценке, повышение эффективности системы корпоративного управления, управления рисками и процессами контроля.
По сути, внутренний аудит не имеет признаков классически понимаемого аудита.
Наша аудиторская компания нацелена на всестороннее и последовательное проведение внутреннего риск-ориентированного аудита предприятий любой отрасли. Мы готовы действовать на постоянной основе как подразделение организации, выполняющее роль внутреннего аудита.
До 2013 г. вопрос создания службы внутреннего контроля являлся правом организаций (за исключением кредитных организаций, для которых это обязанность).
С 1 января 2013 г. согласно ст. 19 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» все экономические субъекты должны осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни, а те, которые подлежат обязательному аудиту, — также и внутренний контроль ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности.
В свою очередь, это порождает обязанность организаций по разработке локального акта, регулирующего систему внутреннего контроля.
Концепция внутреннего контроля включает несколько основных элементов:
- внутреннюю среду организации, т.е. этические ценности, стиль управления, процесс принятия решений, делегирование полномочий и принятие ответственности, политику в отношении персонала, компетентность сотрудников и отношение управленческого аппарата организации к внутреннему контролю;
- определение, анализ и управление рисками, стоящими перед организацией на пути достижения своих целей;
- повседневное осуществление контроля, т.е. учет и отчетность, разделение полномочий, права доступа к активам, мониторинг;
- систему санкционированного доступа к информации;
- мониторинг самой системы внутреннего контроля, необходимый для определения его эффективности.
При этом в Информации Минфина России N ПЗ-10/2012 «О вступлении в силу с 1 января 2013 г. Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» отмечается, что законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете не установлены какие-либо ограничения на порядок, способы, процедуры осуществления внутреннего контроля.
Цель хозяйствующего субъекта — не создание системы контроля, которая бы полностью гарантировала отсутствие отклонений, ошибок и неэффективности в работе, а система, которая помогала бы их своевременно выявлять и устранять, способствуя повышению эффективности работы.
Одним из элементом внутреннего контроля должна стать проверка наличия у контрагента документов, дающих право на совершение операций (действия Общества, направленные на проявление должной осмотрительности).
Мы предлагаем неограниченный спектр аудиторских и сопутствующих аудиту услуг. Стоимость аудиторской проверки определяется на основании заполненной анкеты (скачать), где указываются основные данные организации (виды деятельности, количество работников, состояние внутреннего контроля, документооборот и т.д.) либо выезда нашего специалиста в организацию.