При оказании услуг консультирования по вопросам ведения бизнеса, консультант в процессе беседы проводит диагностику системы управления. Такая диагностика направлена на то, чтобы определить, соответствует ли текущая операционная деятельность компании поставленным задачам и целям бизнеса. Консультанты особое внимание уделяют оптимизации системы управления и бизнес-процессов.
Например, если в компании продажи ниже ожидаемых, причина может быть в продукте и в его продвижении (качество товара с точки зрения использования его потребителями, спрос, целевые рынки и пр.), а может объясняться плохо организованными процессами продаж, неоптимальной системой мотивирования сотрудников и т.д., т.е. недостатками операционной деятельности компании.
Консультирование по вопросам ведения бизнеса в первую очередь нужно генеральному директору, который обеспечивает организацию работы компании в целом. Причем в подавляющем большинстве случаев ему неоткуда ждать помощи. Остальные топ-менеджеры отвечают только за свой «блок», и у них в подчинении соответствующее количество специалистов, организующих работу в рамках своего направления. А как сделать так, чтобы все функциональные подразделения работали как единый механизм, — об этом обычно думает один генеральный директор.
По прежнему сложной ситуацией для руководителей является проведение реорганизации (в том числе при слиянии или поглощении), приход новых менеджеров, которым нужно быстро войти в курс дела.
Компания слишком сложный механизм, и очень сложно добиться, чтобы он работал, как швейцарские часы. Например, если в организации поставили план добиться определенных показателей, а выполнили его на 50%, то при отсутствии катаклизмов — землетрясений и дефолтов, на которые можно списать такой результат, — это свидетельствует о существовании проблем в компании. Или система планирования неправильно устроена, соответственно, планы заведомо нереальны, а у персонала нет стимулов трудиться. В этом случае задача — выстроить работу так, чтобы выполнять планы, которые компания ставит перед собой, например, создать систему управления продажами, адекватную поставленным планам, замотивировать персонал.
В процессе консультирования выясняются бизнес-задачи. Основная задача при этом — формирование единой комплексной системы управления, ориентированной на достижение задач бизнеса.
Например: большие объемы закупок позволяют получать большие скидки, но в то же время при этом формируются большие запасы, а их хранение стоит денег. Эти проблемы лежат «на стыке» разных функциональных областей бизнеса, и таких «сопряжений» в компании очень много. Если компания с помощью консультантов правильно выстроит разные направления работы для достижения общей стратегической цели, то появятся дополнительные преимущества, которые будет сложно повторить конкурентам.
Немаловажным вопросом является выбор системы налогообложения, включая оптимизацию налогообложения, что также является компетенцией консультантов.